ГЛАВНАЯ

ФОТО

ОБУЧЕНИЕ

ТАНЕЦ  ЖИВОТА

ТАНЦОВЩИЦЫ

КОСТЮМЫ

ССЫЛКИ

ФОРУМ

Волшебная вуаль

Автор: Katya Reeves

Часть 2

В первой части статьи вы познакомились с пятью необычными движениями для танца с платком – «Вуалью Андромеды», «Штормом», «Парусом», «Капюшоном» и «Поворотом с вуалью в одной руке». Во второй части вы узнаете, как выполняются не менее интересные и необычные движения, такие, как «Крылья», «Бутон», «Изида», «Прогиб с платком» и «Конверт».

Прежде, чем перейти к изучению движений, задайтесь вопросом: популярен ли танец с платком? В своей книге «Платок и восточный танец» исследователь восточного танца и танцовщица Элизабет Артемис Мурат отвечает на этот вопрос так: «История танца с платком прерывиста. Он появлялся и исчезал, только чтобы появиться снова. В Египте этот вид танца выходит из моды (1). Но его все еще иногда можно встретить в Турции.

Но чтобы увидеть самые интересные и тщательно продуманные танцы с платком, надо обратить внимание на восточных танцовщиц США, Англии и Европы. Именно они – его верная гвардия; они постоянно обогащают восточный репертуар новшествами составных платков, платков и мечей, платков и огня, пелерин (2)… Можно определить современное танцевание с платком как неторопливое снятие платка и манипуляции с ним в танцевальной технике» (3).

Поскольку интерес к танцу с платком ослабевает, возникает логичный вопрос: а не вызвано ли это, помимо иных причин, еще и однообразностью подачи, скудностью движений, типичностью такого танца? Если вы тоже считаете, что танец с платком – «…прекрасное, яркое зрелище, пробуждающее эмоции и воспоминания» (4), эта статья – для вас.


Крылья

Данное движение вуалью является имитацией крыльев. «Крылья» из платка – это и статичное, и динамичное движение, которое украсит ваш танец.

Разберем статичный вариант. Подкиньте вуаль перед собой и позвольте ей упасть вам на руки, как в предлагающем положении. Возьмите вуаль, пропустив ее под большие пальцы рук.  Поднимите руки вверх и немного в стороны, чтобы платок натянулся в ваших руках. Распрямите локти, вытяните пальцы рук к потолку. Ваши руки образуют букву V. Держите натянутую вуаль так, чтобы она не закрывала ваше лицо. Ослабьте руки – ваша вуаль должна как бы провиснуть на уровне шеи и немного опуститься. Теперь плавно разведите руки вниз и вперед. Платок мягко опустится перед вами в предлагающее положение. В качестве вариации изобразите «крылья» за спиной. Заведите платок назад, плавно поднимите руки через стороны вверх, также буквой V. Разверните ладони от себя. Из этого положения можно выйти множеством способов, плавно перейдя к следующим движениям или же вращаясь.

Динамичный вариант крыльев – это «крылья» с вращением. Для того чтобы исполнить это движение, можно принять позу с «крыльями» перед собой или за спиной, оба способа подходят. Когда ваши «крылья» будут готовы, обратите внимание на руки: пальцы вытянуты к потолку, ладони повернуты – внимание - внутрь, локти прямые. Сблизьте руки так, чтобы буква V была видна, но не разводите их слишком далеко в стороны. Теперь самый ответственный момент. Начните вращаться по часовой стрелке, сначала не спеша, потом ускоряя темп. Конец вуали может закрыть вам лицо, ничего страшного. В силу прозрачности большинства платков вам будет видно, куда вращаться. Постарайтесь не разводить руки, буква V на протяжении всего вращения должна оставаться в первоначальном виде. Именно удержание положения рук является наиболее сложным при исполнении такого с виду простого движения. Посмотрите в зеркало при вращении: не опускается ли одна рука ниже, чем другая? Убедитесь, что ваши локти прямые. Чем быстрее вы будете вращаться, тем красивее будет результат. Тренируйтесь, и ваши «крылья» из вуали будут легкими и послушными.

Крылья
Крылья

 
Изида

Это движение с платком также имеет отношение к крыльям. В танце с крыльями есть несколько статичных, но очень красивых поз, которые можно использовать в выступлении. «Изида» - одна из таких поз. Аналогичное движение с платком отличается от позы крыльев тем, что ваши кисти свободно держат платок, в то время как в танце с крыльями вы держите палочки (шпильки), и кисти неподвижны. Перейдем к выполнению движения.

Повернитесь боком к зрителю. Распрямите спину, вытяните вуаль за спиной в стороны, руки поднимите до уровня плеч. Вытяните одну ногу вперед и немного прогнитесь назад. Сведите руки вместе перед собой. Оставьте одну руку в таком положении, а вторую немного приподнимите вверх, не разгибая. Согните запястье. Теперь плавно поменяйте руки, то опуская, то поднимая их. Мы опускаем кисть, поднимая руку, и поднимаем ее, когда рука опускается вниз. Постарайтесь не сгибать локти, чтобы руки не выполняли «волну» вместо «Изиды». Работают плечи и запястья. Данная поза – статичная, поэтому не делайте слишком много повторений. Вполне достаточно 3-4 взмахов руками. Будьте грациозны, не спешите. Позвольте зрителям насладиться плавностью ваших движений!

Изида

Изида


 Неон демонстрирует выполнение «Изиды» с помощью крыльев
Изида: Неон демонстрирует выполнение «Изиды» с помощью крыльев


 
Бутон

В этом прекрасном движении отражается внутренняя трансформация танцовщицы, происходящие в ее душе перемены. «Бутон» - очень непростое и капризное движение, которое во многом зависит от вашего мастерства и внимательности. Для того чтобы изобразить юную розу, вам необходима подготовительная стадия.

«Бутон» - это динамичное движение, а значит, в нем используются вращения. Для начала принимаем позу «бутона». Распрямляем платок перед собой на вытянутых в стороны руках. Подкидываем его вверх и накидываем на руки так, чтобы с обеих сторон вуаль свисала равномерно. Руки вытянуты в стороны, как в начале. Ткань покрывает ваши руки и грудь, запястья тоже покрыты. Поднимите обе руки вверх так, чтобы платок при этом не соскользнул на пол. Не держите его. Здесь важно накинуть платок так, чтобы он опустился вам на плечи и руки одинаково спереди и сзади. Когда вы поднимете руки, расслабьте локти. Руки согнуты в локтях, а запястья при этом расположены друг напротив друга. При этом можно начать раскрытие «бутона» с соединенными запястьями и согнутыми локтями, либо с разведенными в стороны, но тоже согнутыми руками. Попробуйте оба варианта. Замечу, что при сомкнутых запястьях ваш «бутон» будет раскрываться дольше. Теперь разведите пальцы в стороны и расслабьте кисти рук. Повторюсь, вуаль мы не держим. Для чего развести пальцы? Чтобы, когда вы начнете вращение, вуаль летела свободно и поднималась вверх, образуя лепестки «бутона».

Теперь само вращение. Как обычно, поворачиваемся по часовой стрелке. Платок не должен смещаться вперед и спадать с рук. Руки не должны заваливаться вперед, так как вуаль тоже наклонится вперед и может упасть. Старайтесь держать руки на одном и том же расстоянии друг от друга, если начали кружиться с разведенными запястьями. Если они еще вместе, по ходу вращения медленно разводите руки в стороны до момента, когда кисти рук будут над плечами.  Теперь следите, чтобы руки не расходились еще дальше. Не забывайте про пальцы. В момент вращения ваши пальцы будут направлять концы платка, поэтому не сводите пальчики вместе, а разведите, как будто к ним на ниточках привязаны маленькие куклы, и ниточки не должны перепутаться. Смотрите вперед и улыбайтесь! Не кружитесь слишком долго, это наскучивает зрителю. Чтобы платок не падал и не обвисал на плечах, постарайтесь найти такой темп, в котором вам комфортно вращаться, но не спешите и не слишком расслабляйтесь.

«Бутон» – очень нежное движение, вы можете выразить с его помощью свои ощущения в танце, можете показать раскрытие души танцовщицы при звуках любимой мелодии.
Для «бутона» подойдут как легкие, так и плотные платки с одноцветными либо разноцветными принтами.


 
Бутон  Бутон  
Бутон


 
Прогиб с платком

Сразу поясню, этот «прогиб с платком» отличается от прогиба, изображенного на фото.
 
 

Шашкова демонстрирует разновидность прогиба с платком
Мария Шашкова демонстрирует разновидность прогиба с платком


 Данный прогиб, в отличие от прогиба на фото, по плечу большинству из вас. Безусловно, он требует определенной гибкости, но при правильном исполнении не травмоопасен. Не забудьте тщательно разогреть мышцы, прежде чем прогибаться назад.

Чтобы сделать «прогиб с платком» по ходу вашего выступления, вам необходимо следующее. Для начала, выставляем вперед одну ногу. Нога, на которую вы будете опираться, прогибаясь, должна быть сильной, а не  наоборот. От этого во многом зависит ваша безопасность во время выполнения движения. Платок держим за спиной, вытянув руки в стороны. Теперь перекидываем его через голову вперед, опускаем на ступню вытянутой вперед ноги. Медленно поднимаем платок по ноге вверх, одновременно плавно отклоняемся назад. Вы поднимаете платок, насколько сможете, но желательно прогнуться как можно ниже. В лучшем случае вуаль покроет ваши бедра, живот, грудь, шею и голову. Натягивая платок на грудь и выше, вы разводите руки под платком в стороны. Это - ваш максимальный прогиб, из которого, однако, вы должны найти силы так же элегантно встать. Начинать подъем вверх лучше с движений руками. Поднимите одну руку под платком змееобразными движениями вверх. То же самое со второй. Тяните руки вверх, плавно поднимая за ними корпус. Делайте движения руками как можно мягче. Когда подниметесь за руками вверх, снова разведите руки под платком в стороны и на пару секунд замрите в таком положении. Если удастся, сохраните вуаль у вас на лице. Ее можно будет снять различными способами, но ваша загадочность от этого только возрастет.

Во время выполнения прогиба обратите внимание на свои ощущения, не спешите, не наклоняйтесь слишком низко, при возникновении болевых ощущений прекратите движение.

«Прогиб с платком» – это еще и прекрасное движение для начала танца. Для этого нужно перед началом выступления хорошо разогреть мышцы, заранее, до начала музыки, прогнуться и накинуть на себя вуаль. Тогда танец начинается с движения руками и снятия с себя платка.

Покрытие себя платком также очень эффектно смотрится в партере, при прогибах назад, однако, такое исполнение требует гораздо более серьезной физической подготовки, чем вариант стоя. Не торопитесь все попробовать, будьте уверены в своих силах.

Что касается платка, то он должен быть полупрозрачным и довольно легким, чтобы не напоминать покрывало и не создавать ощущение тяжести.


 
Прогиб с платком  Прогиб с платком
Прогиб с платком
 

Конверт

Вряд ли есть более загадочное и притягательное движение с платком в восточном танце. Американцы называют его love letter, то есть, любовное послание. «Конвертом» называется движение, при котором вы как будто запечатываетесь внутрь вуали, пряча в ней верхнюю часть туловища, а затем постепенно освобождаетесь.  Для того чтобы выполнить «конверт», вам понадобится достаточно широкий шарф – от 2.30м и шире. Длина также может быть больше стандартной (1.10м). Если ваш платок имеет размеры 3х1.50м, это замечательно. Плотность ткани здесь не имеет значения, поскольку движение практически статично, и оно в равной степени красиво смотрится с полупрозрачным и непрозрачным платком.

Рассмотрим самый обычный вариант «конверта», исполняемый в ходе выступления. Начинайте делать это движение, вращаясь как обычно. Платок - у вас за спиной на вытянутых в стороны руках. Не останавливаясь, приблизьте друг к другу прямые руки перед собой. Возьмите оба конца вуали крепко в левую руку, правая рука свободна. Оттолкните вуаль левой рукой влево, правую руку  отведите вправо. Платок натянется вокруг вас. Поднимите обе руки вверх, распрямите локти. Вуаль закрывает вас спереди и сзади. Прекратите вращение. В этом положении лучше всего развернуться по диагонали к зрителю, чтобы вас могли как можно лучше разглядеть. Теперь будет не лишним какое-нибудь амплитудное движение, например, волна всем телом или восьмерка вниз. Напоминаю, все это делается, когда вы находитесь внутри вуали. Выполняя эти движения, раскройте отверстие платка сверху большим и указательным пальцами правой руки. Посмотрите наверх и опускайте ткань вниз через голову, пока край платка не окажется у вас перед глазами. Внимание, вы должны проследить, чтобы платок не открыл лицо. Растяните ткань в стороны. Вы смотрите в просвет вуали, контролируя его ширину пальцами правой руки. Здесь центральное место отводится вашим глазам – пробуйте, «стреляйте» глазками то влево, то вправо, используйте магнетическую силу взгляда.

Теперь вы можете сделать два движения: либо спрятать под вуаль обе руки, либо только одну. Итак, платок растянут в стороны, и закрывает ваше лицо, видны только глаза. Возьмите концы вуали в обе руки. Заведите руки за голову. Положите их почти на самый верх макушки. Обе ваши руки должны оказаться под вуалью. Теперь ваше лицо обтянуто тканью, и только глаза по-прежнему открыты.

Чтобы взять концы платочка в одну руку, заведите обе руки за голову и возьмите всю вуаль в правую руку. Как и прежде, ваше лицо обтянуто тканью, но левая рука свободна – ей можно сделать несколько эффектных волнообразных движений, добавив к ним, например, прогиб стоя назад.
Оба варианта «конверта» подойдут для эффектного начала выступления.
Чтобы снять «конверт», достаточно взмаха правой рукой вправо и вверх с одновременным расслаблением кисти, и если вы все делали верно, платок распрямится и опустится вам на правую руку. Левши, не забудьте перевести все движения с правой руки на левую и наоборот.

Конверт  Конверт

Конверт  Конверт
Конверт

Вернемся к вопросу, поставленному в начале статьи. Популярен ли танец с платком? Исследователь восточного танца и танцовщица Морокко констатирует: «Сегодня в Северной Африке или на Среднем Востоке не понимают танцев с платками. Люди не могут выйти за пределы первого впечатления: это стриптиз. Вот почему восточные танцовщицы танцуют с платками очень недолго, а потом бросают их. Они не тратят время на снятие платка - они и их зрители находят это зрелище противным» (5). Однако мы с вами живем в России, в стране, где бережно относятся к культуре восточного танца. Это означает, что у нас есть все шансы развенчать нелепые мифы и поднять репутацию танца с платком на тот уровень, которого этот завораживающий танец достоин.

 

    Сноски

*1.  То же самое сейчас происходит с использованием сагат. Но если платок – это аксессуар, история использования которого в танце противоречива, то сагаты – музыкальный инструмент, известный еще со времен Древнего Египта (см. Джон М. Уайт «Боги и люди Древнего Египта», - М., 2004). Соответственно, происходящие в Мекке восточного танца – Египте – изменения по отношению к использованию аксессуаров можно считать своеобразной танцевальной модой, а не данью традиции, как это принято объяснять. – Прим. автора.

*2. Примеры некоторых из этих прекрасных и театральных новшеств можно наблюдать в танцах Eva Cernik (прим. Артемис Мурат).

*3.  Источник: www.shira.net. Перевод: www.iDance.ru.

*4.  Элизабет Артемис Мурат, «Платок и восточный танец». - Прим. автора.

*5. Там же. – Прим. Автора.

 

 

Katya Reeves  ©  2007

На фото: Katya Reeves (в черном костюме) и Лейла Нара (в синем костюме).

Фото предоставлены автором статьи.

 

 

Полное или частичное копирование и воспроизведение статьи запрещено

без письменного согласия автора статьи и администратора сайта

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

beledi.ru

 www.beledi.ru ©  2004-2007

Написать письмо Галине Савельевой

e-mail